— Как искусства, так и уразумение благочестия усовершаются чрез постепенные приращения, то вводимым в познание ничем не должно пренебрегать. А кто проходит без внимания первые начатки, как нечто маловажное, тот никогда не достигнет мудрости совершенных.
Свт. Василий Великий Ч. 3, 198
*
— Невозможно подвести под одно правило всех, находящихся в училище благочестия.
Свт. Василий Великий. Ч. 5, 119
*
— Благочестие состоит не в маловажных вещах и в любомудрии, не в угрюмости, но в твердости души и чистоте ума и в искренней наклонности к добру.
Свт. Григорий Богослов. Ч. 2, 278
*
— Убогий, не имеющий сил вредить, не ставится в числе деятельно благочестивых. Но кто может причинить вред и не употребляет силы своей на зло, а щадит уничиженных, по благочестию пред Богом, тот бывает причастником воздаяний благих и по смерти.
Прп. Антоний Великий. Добротолюбие. Т. 1, 87
*
— Благочестивая душа знает Бога всяческих: ибо быть благочестивым есть не что иное, как исполнять волю Божию, а это и значит знать Бога…
Прп. Антоний Великий. Добротолюбие. Т. 1, 90
*
— Скорбь по Богу есть неотъемлемая принадлежность благочестия, ибо истинная любовь испытывается противностями.
Прп. Марк Подвижник. Добротолюбие. Т.1, 526.
*
— Есть три вида благочестия: первый, чтобы не согрешить, второй — согрешивши, переносить приключающиеся скорби, третий же вид состоит в том, чтобы, если не переносим скорбей, плакать о недостатке терпения. Ибо неисправленное здесь приличными средствами примирения (с Богом) по необходимости навлекает на нас тамошний суд. Разве только Бог, увидев нас плачущих и смирившихся, как Сам Он ведает, всесильною Своею благодатию изгладит грехи наши.
Прп. Марк Подвижник. Добротолюбие. Т. 1, 526
*
— Не столько дождь, падающий на семена, помогает им прозябать и возрастать, сколько дождь слезный возвращает и приводит в зрелость семя благочестия…
Свт. Иоанн Златоуст. Т. 2, 59
*
— Ни пол, ни слабость телесная, ни возраст и ничто другое подобное не может препятствовать шествующим по пути благочестия, если мужественная готовность, бодрое настроение духа и горячее и пламенное чувство страха Божия вкоренены в душах наших.
Свт. Иоанн Златоуст. Т. 2, 633
*
За благочестивых людей сражаются: ангельское войско, сонм пророков, сила апостолов, предстательство мучеников.
Свт. Иоанн Златоуст. Т. 6, 710
*
Живущие благочестиво бывают непрестанно гонимы, если не от людей, то от демонов, а это есть тягчайшее гонение.
Свт. Иоанн Златоуст. Т. 9, 230
*
Благочестивый не хочет казаться благочестивым и не принимает на себя такого вида, хотя бы ему грозило подвергнуться из-за этого презрению; а обманщик, у которого обман составляет ремесло, представляется весьма благочестивым, так что его трудно распознать. От этого бывает, что тот, кто делает добро людям по-видимому неблагочестивым, попадает на благочестивых, а кто ищет почитаемых благочестивыми, часто попадает на неблагочестивых.
Свт. Иоанн Златоуст. Т. 11, 231
*
— Как благовонное миро не удерживает благоухания в себе самом, но разливает его далеко и, растворяя им воздух, услаждает чувства близ стоящих, так точно благородные и досточтимые мужи не могут скрыть своих доблестей в себе самих, но чрез распространяющуюся о них славу многим приносят пользу, делая их лучшими.
Свт. Иоанн Златоуст. Т. 11, 483
*
— Упражнение в благочестии приносит плод и в будущей жизни: и здесь и там доставляет утешение.
Свт. Иоанн Златоуст. Т. 11, 700
*
Слово есть нечто божественное, но божественнее добродетель и всего божественнее благочестие. Посему, кто украшен словом, делом и верою, тот непревосходим, славен и достоин высочайшего блаженства; а кто скуден в чем-либо из этого, тот в такой степени низок, в какой требует сего мера недостающего.
Прп. Исидор Пелус. Ч. 2, 169
*
— Как искусный музыкант, если нет у него лиры, не выкажет своего искусства, так и благочестие, не выказываемое посредством дел, как посредством орудий, представляется мертвым и недейственным не только по суду мирских ученых, но и по словам Божественных Писаний, ибо сказано: вера без дел мертва есть (Иак. 2, 26).
Прп. Исидор Пелус. Ч. 3, 238
*
— Вводимому на путь благочестия не должно руководствоваться одною благостью к исполнению заповедей, но и памятованием о строгости судов Божественной правды почаще быть возбуждаемому на подвиги, чтоб как любовью вожделевать Божественное, так страхом воздерживаться от худого.
Прп. Максим Исповедник. Добротолюбие. Т. 3, 248
*
— Благочестие настоящее состоит не в том только, чтобы не делать зла, но чтобы и не помышлять о нем.
Прп. Симеон Новый Богослов. Ч. 2, 562
*
… «В церкви стояла как кочерга, дома — как деревяшка!» А наружно все же были вы самой благочестивой. Вот это и есть кислое благочестие.
Свт. Феофан, Затворник Вышенский. Собр. Писем. 4, 12